Краткий музыкальный словарь
Музыка в жизни человека – мощная сила эмоционального воздействия и могучий источник духовной энергии. На протяжении все многовековой истории музыка – неизменный друг и спутник человека в его радостях и горестях, помощник в борьбе и труде. Настоящая музыка, выражая сокровенные думы и чувства человека, его надежды и душевные потрясения, проникает в сознание слушателей, будит благородные чувства, организует волю, вызывает решимость действовать во имя великих идеалов, подлинного гуманизма. Музыке принадлежит большое и важное место в духовной жизни нашего народа. Много надо потратить усилий и долго дружить с музыкой, чтобы разобраться в тонком механизме превращения звуков в музыку, понять, как звуки приобретают художественный смысл.
Эстетические переживать музыку – тоже своего рода искусство. Полноценное восприятие музыки не является привилегией только музыканта-профессионала. Истинным ценителем музыки может быть в равной степени и профессионал, и любитель музыки. Важно, чтобы их роднило общее стремление к повышению знаний о музыке, к развитию музыкальных способностей и совершенствованию эстетических убеждений, художественного вкуса. Вот для этого необходим словарь. Словарь является справочным пособием для учащихся музыкальных школ по классу гитары, для подготовки к техническому зачету, а также для любителей гитарной музыки. В словаре использованы наиболее употребительные слова и термины на иностранных языках, а также сведения о выдающихся исполнителях-гитаристах и композиторах, пишущих музыку для гитары.
Цель словаря – дать нужные справки, ответить на вопросы возникающие при слушании музыки, чтении литературы о музыке, при дальнейшем музицировании. Помочь при разборе музыкальных произведений учащимся.
Основные приемы звукоизвлечения:
Apoyando (апояндо) – играть с опорой на соседнюю струну
Tirando (тирандо) – играть без опоры
Открытый строй гитары: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми
Знаки сокращенного письма:
Реприза – знак повторения
Вольты – разные окончания
De capo al Fine (де капо аль фине) – повторить сначала до слова конец
Знаки альтерации:
Диез – знак, повышающий ноту на полтона
Бемоль – знак, понижающий ноту на полтона
Бекар – знак, восстанавливающий первоначальное значение ноты
Динамические оттенки:
pp (пианиссимо) – очень тихо
p (пиано) – тихо
mp (меццо-пиано) – не очень тихо
mf (меццо-форте) – не очень громко
f (форте) – громко
ff (фортиссимо) – очень громко
cresc. (крещендо) – постепенно усиливая звук
dim. (диминуэндо) – постепенно ослабляя звук
Гамма – звукоряд нот от тоники до ее повторения
Строение гамм:
Dur (мажорная) – 2 тона полутон 3 тона полутон
moll (минорная) – тон полутон 2 тона полутон 2 тона
Хроматическая – строится по полутонам
Аппликатура – способ обозначения пальцев
Темп – степень скорости исполнения
Lento (ленто) – медленно
Adagio (адажио) – медленно, нежно
Andante (анданте) – не спеша, шагом
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем анданте
Moderato (модерато) – умерено
Allegretto (аллегретто) – оживленно
Allegro (аллегро) – скоро
Ritenuto (ритенуто) – сдерживая
Строение гитары: колки, гриф, лады, струны, порожки (верхний, нижний), розетка, подставка, дека (верхняя, нижняя), обечайка.
Родина гитары:
Испания – шести струнная
Россия – семиструнная
Композиторы – гитаристы:
Испания – Сагрерас, Сор;
Италия – Каркасси, Карулли;
Россия – Калинин, Иванов-Крамской, Иванова-Крамская, Козлов, Киселев;
Интервал – расстояние между двумя звуками (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.)
Аккорд – созвучие и трех и более звуков
Арпеджио – разложенные аккорд
Виды арпеджио: восходящее, нисходящее, смешанное
Темпы:
Vivo (виво) – живо
Vivace (виваче) – чуть скорее, чем Vivo
Presto (престо) – быстро
Prestissimo (престиссимо) – очень быстро
Rallentando (ралентано) – замедляя
Accelerando (ачелерандо) – ускоряя
Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си
Порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа
Приемы игры на гитаре:
Барре – прием, когда указательный палец левой руки прижимает на одном ладу несколько струн или все. Бывает: большое (прижимаются все струны) и малое (прижимаются 2,3,4,5 струнн)
Техническое легато – прием, когда звук извлекается с помощью левой руки.
Бывает: восходящее — палец ударяет по струнам, нисходящее — палец сдергивает струну
Знаки альтерации:
Дубль-диез – знак, повышающий ноту на тон
Дубль-бемоль – знак, повышающий ноту на тон
Композиторы – гитаристы:
Испания – Агуадо, Роч, Таррега, Сеговия;
Италия – Джулиани;
Россия – Кошкин, Ларичев, Высотский, Агафошин;
Фермата – знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности
Акцент - выделение ноты
Штрихи:
Legato – связано
Nonlegato – не связано
Staccato – отрывисто
Morcato – подчеркивая
Динамические оттенки:
sf (сфорцандо) – внезапно громко
sp (субито пиано) – внезапно тихо
Обозначения характера музыки:
Dolce – нежно
Grave – тяжело
Graciozo – изящно
Con brio – с огнем
Contabile – певуче
Композиторы – гитаристы:
Испания – Санз, Пухоль Альбенис;
Франция – Визе, Кост;
Россия – Асафьев, Сихра, Панин;
Приемы игра на гитаре:
Pizz – игра приглушенным звуком у подставки пульгаром, рука олжитьсяч ребром у подставки
Tremolo – чередование одного звука (a, m, i)
Исскуственный флажелет – звучит на октаву выше места прижатия, как флейта, палец индике касается струны у порожка и звук извлекается пальцем ануляр
Натуральный флажелет – особый тембр звучания струны на определенных ладах: XII, VII, V, IV, III
Обозначение характера музыки:
Animato – с воодушевлением
Maestozo – торжественно
Trancuillo – спокойно
Rubato – свободно
Espressivo – с экспрессией, выразительно
Мелизмы - украшения:
Вибрато (vibr) – движение пальца левой руки из стороны в сторону и кисти и предплечья
Арпеджато – аккорд с украшениями
Мордент – играется с помощью технического легато, бывает: восходящее и нисходящее
Трель – состоит из основног звука, вспомогательного и равна продолжительности основного звука
Форшлаг - исполняется техническим лгато, бывает: длинный и короткий. Изображается ввиде маленьких нот перед главной